Производство по переработке макулатуры в бумагу
Проект Вопросы Новости
+7 (987) 222-22-33 Заказать звонок
Личный кабинет

Почему Samsung Electronics отказывается от пластиковой упаковки и при чем здесь Татарстан?

Набережночелнинская компания начала строительство завода по производству сырья для экологичного вида упаковки в промышленном парке «Развитие»


Проблема утилизации и переработки мусора в Татарстане становится все острее. Строительство мусоросжигательного завода, инициативы власти, бизнеса и общества по раздельному сбору отходов заставляют задуматься о том, как снизить негативное влияние человека на окружающую среду. Один из путей — использование тары и упаковки из безопасных и биоразлагаемых материалов. Поэтому спрос на упаковку из картона и бумаги, как прогнозируют эксперты, будет расти и у нас, и во всем мире.



ПОПУЛЯРНОСТЬ ЭКОЛОГИЧНОЙ ТАРЫ ИЗ НАТУРАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ РАСТЕТ


В конце января текущего года корпорация Samsung Electronics объявила, что в этом году компания начнет предпринимать шаги по замене пластиковых упаковочных материалов на бумагу и другие экологически чистые элементы. В компании утверждают, что уже с первой половины 2019 года упаковка, используемая в настоящее время для продуктов и аксессуаров Samsung – от мобильных телефонов и планшетов до бытовой техники, – будет заменена экологически чистыми материалами, такими как переработанные биопластики и бумага. Пример одного из мировых лидеров производства инновационной продукции далеко не первый – уже более 40 стран в мире заявили о том, что отказываются от пластика и переходят на натуральную упаковку. В связи с этим занимателен опыт такой небольшой страны, как Грузия, – там посчитали, что один житель страны в среднем использует более 500 полиэтиленовых пакетов ежегодно. С 1 октября 2018 года в стране действует запрет на производство и продажу полиэтиленовых пакетов толщиной менее 15 микронов. А с апреля текущего года правительство Грузии планирует запретить производство любых полиэтиленовых пакетов.


Так что неудивительно, что по всему миру растет спрос на экологически чистую упаковку и тару. В сравнении с пластиком, который практически не разлагается, тот же гофрокартон более безопасен для окружающей среды и вполне пригоден для переработки. По оценкам издания «Коммерсантъ», 75% спроса на гофротару формирует пищевая промышленность – на долю гофрокартонной упаковки в России приходится около 65% всей пакуемой пищевой продукции. На втором месте по уровню потребления находятся предприятия, производящие товары бытовой химии и фармацевтику, – в совокупности около 20%. Эта упаковка универсальна и пригодна для многих пищевых и непищевых продуктов. В гофрокороба упаковывают фрукты, цветы, яйца, хозяйственный инвентарь, санитарно-гигиенические товары, продукты глубокой заморозки и многое другое.


Объем реализации ящиков и коробок из гофрокартона в России за 2018 год вырос на 4,1%, или на 186 млн кв. м, по сравнению с 2015 годом, отмечается в «Обзоре рынка упаковки», опубликованном на портале ideiforbiz.ru. Восстановление наиболее значимого сегмента – ящики и коробки, – считают исследователи, позволяет говорить о восстановлении производства гофрокартона в целом. К факторам, которые способствовали восстановлению, можно отнести изменение потребительских предпочтений и маркетинговое позиционирование, в результате которого растет популярность экологичной упаковки из натуральных материалов. А также активное импортозамещение и увеличение объемов экспорта в ряде отраслей, чему помог низкий курс рубля. Свою лепту внес и эффект низкой базы в непищевых отраслях.



«Гофрированный картон – по праву один из самых популярных упаковочных материалов в мире, – поясняет директор по развитию компании по производству упаковки из гофрокарона ООО «РЕКОМ» Сергей Брюхов. – Он недорого стоит, легкий и при этом довольно прочный, обеспечивает сохранность при хранении и транспортировке, на картон можно наносить разнообразную рекламную и потребительскую информацию. К тому же гофрокартон можно производить из макулатуры, что дополнительно удешевляет его и делает полезным для окружающей среды».


МНОГОЦЕЛЕВАЯ ЦЕЛЛЮЛОЗА: ЧТОБЫ БЫТЬ ХОРОШО ОДЕТЫМ И ОТЛИЧНО УПАКОВАННЫМ


В прошлом году производители упаковочных материалов отметили увеличение цен на гофрокартон. Так, за 10 месяцев 2018 года рост цен на гофропродукцию в среднем составил более 17%. По их мнению, значительное увеличение стоимости тарных картонов, более 30%, и загруженность интегрированных предприятий более чем на 85% не оставили рынку шансов остановить рост цен на упаковку из гофрокартона.


К тому же в 2017 году на международном рынке произошел резкий рост цен на целлюлозу. С развитием технологий целлюлоза стала применяться не только для изготовления бумаги и картона, но также для производства вискозы, из которой шьют недорогую одежду, производят гигиенические изделия, товары народного потребления, спрос на эти продукты в странах Африки и Латинской Америки растет. В итоге цена хвойной целлюлозы в Европе составила почти $960 за тонну, а в Китае – более $860; лиственная целлюлоза в Европе побила максимальную планку по цене и превысила $940. В общем хвойная и лиственная целлюлоза в Китае и Европе выросла в цене на 45–55%.



В условиях роста цен на целлюлозу становится актуальной выработка достаточного количества гофрокартона из альтернативного – вторичного – сырья. Как пояснил исполнительный директор ООО «Набережночелнинская картонно-бумажная фабрика» (это предприятие намерено производить в Татарстане дефицитное сырье для выпуска гофротары – прим. ред.) Алексей Батаев, специалисты среди видов гофрированного картона различают крафтлайнер и тестлайнер. Крафтлайнер стоит дороже, так как не меньше чем на 80% должен состоять из волокон лиственной целлюлозы. Тестлайнер вырабатывается из более доступной по сравнению с целлюлозой макулатуры. А учитывая, что в затратах на производство гофроупаковки доля сырья составляет около 60%, на выходе стоимость тестлайнера получается значительно, не менее чем на 15–20%, ниже. Поэтому спрос заказчиков смещается в сторону более экономного типа гофроупаковки. В развитых странах Европы соотношение потребления крафтлайнера к тестлайнеру составляет 40% к 60%, а в России пока лишь около 65% к 35%. Чтобы увеличить долю продаж тестлайнера, его качество и прочность должны приближаться к качеству крафтлайнера. А это возможно, если производство слоев для гофрированного картона ведется на современных, мощных бумагоделательных машинах.



ЗА ПЯТЬ ЛЕТ ОБЪЕМЫ ПРОДАЖИ ГОФРИРОВАННОЙ БУМАГИ МОГУТ ВЫРАСТИ НА ТРЕТЬ


Согласно маркетинговому исследованию компании IndexBox, развитие рынка гофрокартона в России происходит в соответствии с общим ростом промышленности и, как ожидается, будет иметь устойчивую положительную динамику. В рамках базового сценария развития предполагается, что рынок картонной упаковки ежегодно будет расти на 2,5–3%, достигнув порядка 5 млн тонн в 2021 году. Готовы ли производители удовлетворить этот спрос?


«Изготовителей гофрокартона в России довольно много, однако производителей, выпускающих картон в чистом виде, мало, – пояснила директор компании по производству упаковки из гофрокартона ООО „Фабрика картона“ Анастасия Хуснутдинова. – Практически все конечные производители гофрокартона и картонной упаковки испытывают дефицит сырья. В том числе и сама „Фабрика картона“, которая выпускает гофрокартон на протяжении более четырех лет».


По мнению Хуснутдиновой, дефицит связан не с недостатком первичного сырья, которым является макулатура, а с нехваткой бумаги для производства гофрокартона. Из-за износа оборудования имеющиеся производители сырья не справляются со спросом, растущим на 3–4% в год.


Слова нашей собеседницы подтверждаются данными агентства BusinesStat, представленными в отчете «Анализ рынка бумаги для гофрирования в России». Так, в 2013–2017 годах продажи данного вида бумаги в стране демонстрировали ежегодный прирост. В целом за этот период продажи бумаги для гофрирования выросли более чем на 20%: с 1,3 до 1,5 млн тонн.


«Основываясь на прогнозах о росте емкости отечественного рынка гофроупаковки, мы приняли решение о строительстве в Татарстане фабрики по выпуску сырья для производства гофрокартона», – сообщил нам генеральный директор ООО «Наберночелнинская картонно-бумажная фабрика» Ильмир Сабиров.


Строительство Набережночелнинской картонно-бумажной фабрики стартовало в начале этого года на территории промышленного парка «Развитие» в Челнах. По предварительным подсчетам, при проектной мощности в 6 тыс. тонн в месяц валовой доход будущей фабрики составит 210 млн рублей. Основным потребителем сырья будет являться действующая «Фабрика картона», также расположенная в Набережных Челнах. С новой площадки на завод будет уходить 700 тонн продукции, остальные 5,3 тыс. тонн пойдут на рынок.


Как пояснил спикер, перевозки гофрокартона и гофроящиков на большие расстояния невыгодны, ведь практически приходится перевозить воздух. В Европе оптимальное расстояние от гофроагрегата до потребителя – не более 500 километров: «Этим обусловлена наша стратегия размещения будущего производства вблизи конечных потребителей. После появления в Татарстане нескольких территорий опережающего социально-экономического развития наблюдается рост потребления упаковки из картона в данном регионе. Этому также способствует географическая близость Особой экономической зоны „Алабуга“».


Увеличение продаж этого вида бумаги определяется устойчивым спросом со стороны производителей гофрированного картона и гофроупаковки: по прогнозам BusinesStat, в 2018–2022 годах ожидается уверенный рост продаж бумаги для гофрирования темпами 5,1–5,9% в год. В 2022-м показатель составит 2 млн тонн, что превысит значение 2017 года на 30,8%.


Кроме того, строительство подобных заводов способствует продвижению актуального для республики проекта по раздельному сбору мусора. Развитие инфраструктуры для сортировки и переработки бытовых и производственных отходов – это часть решения комплексной проблемы по улучшению экологической составляющей, что немаловажно для каждого из нас.



Источник: https://www.business-gazeta.ru/article/414029 2019-03-03 16:15:20